Алексотский мост
Алексотский мост. Город, как и Вильнюс, строился на северном берегу, поскольку с юга махал мечами крестоносцы, и мосты наводить было бы безумием. Да и потом, когда крестоносцев не стало, Пруссия-то ведь оставалась: мало ли чего можно было оттуда ожидать! Так и оставалась та сторона в полях и лесах. Бродов через Нямунас намывали воды достаточно, да и лодочники имели свой заработок, поэтому народ вполне обходился без моста.
Первый деревянный мост в Каунасе построили в 1812 году. По нему бежали от русской армии остатки непобедимой французской армии. Они-то и сожгли его за собой. И моста, соединяющего два берега, не было 102 года! Его летом заменял временный плот длиной 245 метров и шириной 2,3 метра, а во время весеннего и осеннего разливов – паром на понтонных лодках. Зимой же, естественно, переправа осуществлялась по льду.
Забавная история происходила с теми, кто переходил (переезжал, переплывал) в те времена Нямунас. Дело в том, что Каунас являлся частью северо-западного края Российской империи, а Алексотас с Занеманьем – частью Польского королевства, которое принадлежало России, но имело некую автономию. Там действовал Кодекс Наполеона, а значит, и календарь был другой. Словом, путешествие по мосту длилось... 13 суток, то есть столько, на сколько различались православный (юлианский) и католический (григорианский) календари.
Когда началась Первая мировая война, царская власть в 1914 году построила на том месте деревянный мост, а в 1915 году, отступая, сожгла его. Немцы же вместо него навели вначале понтонный мост, а затем заменили его деревянным, который и простоял до 1930 года.
Столица независимой Литвы выглядела несолидно в глазах Европы - и решили строить железный мост, объявив конкурс в 1927 году. В нём участвовало 10 проектов, победителем объявили грандиозный проект – мост длиной в 448 метров! Однако подсчитали, что он обойдётся слишком дорого. После долгих дискуссий решили строить другой мост - длиной 252,64 метра и шириной 12,60 метра. Центральный двадцатиметровый пролёт вращался при помощи электромотора, проезжая часть составляла 8 метров, два тротуара были шириной по 1,55 метра. Проектирование и строительство моста доверили инженеру Кнуду Хейгорду из Копенгагена. Обошлось это сооружение государству в 3 610 600 литов – это были огромнейшие по тем временам деньги. Торжественное открытие состоялось 11 января 1930 года. Однако долго он не простоял: 26 июня 1941 года был взорван отступающими советскими войсками. Немцы построили рядом понтонный мост, функционировавший всё время оккупации.
Вернувшаяся советская власть навела временный деревянный мост, а когда его унесло наводнение, немецкие военнопленные по проекту архитектора Льва Казаринского возвели в 1948 году нынешний.