Амурский мост в Днепропетровске
Есть в Днепропетровске одно сооружение, которое роднит его с Парижем. Во время Всемирной выставки в Париже, в 1900 году, выбирали знаковые изобретения, сооружения и события уходившего в тот год XIX века. Так вот, Гран-при в номинации «Гениальнейшие инженерные сооружения XIX века» были присуждены двум сооружениям: Эйфелевой башне Парижа, о чем знают все в мире, и — Амурскому мосту Екатеринослава, о чем даже редко кто из днепропетровцев сейчас знает.
С начала строительства Екатеринослава на правом берегу Днепра в 1780-е годы, встал вопрос о новой переправе. В 1796 г. был построен и открыт первый наплавной мост в районе нынешнего моста. Содержание его и перевоз были поручены купцам Осипу Зайцеву и Федору Лебедеву. Мост, построенный из бревен и досок, с деревянными перилами, был бесконечно длинным. При переезде через него часть моста, занятая тяжестью, погружалась в воду, а сзади и спереди мост поднимался, - этим объяснялось его название "живой мост". В зимнее время мост разбирался, и сообщение между двумя берегами происходило по льду. В весенне-осеннюю непогоду река была неприступна. По несколько дней на обоих берегах ее стояли в ожидании переправы торговцы.
Этот мост просуществовал до 1884 г., когда сообщение через Днепр было открыто по верхнему полотну новогожелезнодорожного моста. Мост был торжественно открыт одновременно с открытием Екатерининской железной дороги. Тысячи жителей Екатеринослава собрались 18 мая на обоих берегах Днепра, чтобы посмотреть, как пройдет первый поезд по самому длинному тогда в России и третьему по величине в Европе мосту. С тех пор великолепное двухъярусное сооружение длиной полтора километра и весом 9525 тонн стало одной из главных достопримечательностей города. Проект моста разработал ведущий русский специалист в области мостостроения Н. А. Белелюбский.Строительство этого грандиозного моста обошлось городской казне в 4 млн рублей, часть которых пожертвовал А. Н. Поль.
К началу XX века пропускная способность экономически важнейшего моста составляла 90 поездов в сутки. Основными грузами были руда, уголь, металл. Через него шли поезда в Харьков, Курск, Москву, Петербург, Ростов, Мариуполь, в Крым и на Кавказ. Мост был сработан прочно, и первые 30 лет его ремонтировать не пришлось. В 1914 г. несущие конструкции моста были значительно усилены. За последующие годы мост трижды возрождался из руин. Первый раз - в 1920 г., после гражданской войны. В 1935 г. через мост проложили первую трамвайную линию. С началом Отечественной войны он стал первым объектом бомбежек. Нашим отступающим войскам пришлось переправляться на левый берег по понтонному мосту, наспех сооруженному саперами.
В 1943 г. Амурский мост восстановили на деревянных опорах, и он простоял так почти 10 лет. Лишь к декабрю 1955 г. мост был восстановлен капитально. Длина моста составила 1 395 м., с подходами – 2397 м, ширина – 15,5 м. Для прохождения крупных судов его оборудовали подъемным пролетом. В 1956 г. по мосту прошел первый троллейбус, а позднее - автобус.
С каждым годом объем перевозок возрастал, поэтому рядом со старым мостом потребовалось построить новый металлический железнодорожный мост. Строил его коллектив мостоотряда № 12 под руководством начальника А. М. Тесленко, главного инженера И. А. Скачкова. Поставку металлоконструкций пролетных строений обеспечивали Воронежский мостозавод и Завод металлоконструкций им. Бабушкина. Строители применяли передовую технологию: были впервые внедрены передвижные подмости, обеспечивающие минимальные трудовые затраты и максимальную безопасность выполнения всех монтажных работ. Монтаж пролетных строений осуществлялся в "навес", со скреплением соединений всех элементов на высокопрочных болтах – их установлено несколько сотен тысяч.
2 ноября 1977 г. на левом берегу Днепра состоялся митинг, посвященный вводу нового моста в эксплуатацию. Регулярное движение открыли 6 ноября 1977 г.