Дарницкий мост в Киеве
Дарницкий железнодорожный мост в Киеве за все время своего существования пережил несколько разрушений и восстановлений. Начало возведению данного моста положила отстроенная в 1863-1869 годах железная дорога, которая соединила Москву, Курск и Киев. 4 апреля 1870 года состоялось торжественное открытие на тот момент одного из самых длинных в Европе железнодорожных мостов.
Автором проекта выступил военный инженер А.Е. Струве, изначально даже и не предполагавший, что эта работа принесет ему не только чин полковника, но и всемирную известность. Строительство моста обошлось в копеечку, общая сумма расходов составила более 3 миллионов рублей. Участие в строительстве принимала не только Россия, но и несколько иностранных компаний. На начало Первой Мировой войны Дарницкий железнодорожный мост был третьим по длине в России, уступая первенство лишь Сызранскому и Екатеринославскому мостам. На возведение 1,5-километрового железнодорожного моста ушло около 250 тысяч пудов железа. Необходимо отметить, что до того применяемый метод строительства – кессонный вообще не использовался в отечественной строительной практике.
Тринадцать каменных оснований и двенадцать пролетов по 292 фута каждый – так выглядел Дарницкий железнодорожный мост в Киеве на момент его ввода в эксплуатацию. Во время тестирования на каждый из этих пролетов было установлено несколько сцепленных между собой неподвижно стоящих паровозов, весом по 18 тысяч пудов. Хотя само сооружение было очень громоздким, издали оно казалось как бы воздушным, имело стройный и изящный вид, чем-то напоминая кружево.
Первый поезд Курско-Киевской железной дороги прошел здесь 17 февраля 1870 года, тем самым, обновив только что отстроенный железнодорожный мост. Теперь из окна вагонов пассажиры могли наблюдать потрясающе красивые пейзажи киевских гор. О полученных впечатлениях не преминули написать в своих произведениях писатели А. Горький, А. Лесков, М. Булгаков и многие другие. В 1920 году Дарницкий железнодорожный мост в Киеве постигла незавидная участь. Он был взорван белополяками. В достаточно быстром темпе, всего лишь за один год, мост удалось восстановить. Реконструированный мост исправно служил около 20 лет, но в 1941 году во время отступления советских войск из Киева, его снова взорвали. Новый Дарницкий железнодорожный мост в Киеве строился в течение нескольких лет, с 1943 по 1949, на месте временного деревянного моста. Проект инженера Руденко заключался в использовании сборных железобетонных конструкций.
Заказчиком проектирования и строительства железнодорожно-автомобильного Дарницкого моста в Киеве между Выдубичами (правый берег) и жилмассивом Березняки (левый берег) выступила Юго-Западная железная дорога. Разрешение на его строительство было получено на основе технико-экономического обоснования, одобренного распоряжением Кабинета Министров Украины от 15 октября 2004 года N733-р. Немного времени прошло после начала строительства, как уже были обнаружены трещины на несущих опорах, а впоследствии и вовсе –одна из опор моста сдвинулась. Согласно нормативным документам мост должен был быть достроен в 2006 году, но строительство продолжается до сих пор и, уже никто не берется прогнозировать, когда же, наконец, оно будет завершено. Уникальность этого моста состоит в том, что он должен выполнять две функции: железнодорожного и автомобильного моста. Железнодорожная часть состоит из двух путей, а автомобильная – из шести полос (по три в каждую сторону). Дарницкий железнодорожный мост в Киеве является одним из главных железнодорожных мостов, связывающих правый и левый берег столицы Украины, он служит сообщением с востоком (Харьков, Днепропетровск), помимо того через него осуществляется транзитное сообщение многих международных поездов.