Московский мост в Киеве
Московский мост в Киеве считается уникальным сооружением. Являясь главной транспортной артерией столицы Украины, он соединяет берега рек Днепр и Десенка. Из-за того, что Московский мост дает возможность добраться с правого берега в отдаленный район Троещина, киевляне часто называют его дорогой жизни.
Вопрос о строительстве нового моста в Киеве возник сразу же после открытия моста Метро, когда были запущены первые поезда от железнодорожного вокзала до района Дарница. Возведение Московского моста было предусмотрено генеральным планом развития Киева, принятым в 1966 году. Левобережные районы Киева на тот момент начали активно развиваться. На юге отстраивался Харьковский массив, на севере – Воскресенка, поэтому остро встал вопрос о возведении еще одного моста, который смог бы обеспечить бесперебойное движение от центра в левобережные районы. Конечно, нужны были два отельных моста, но тут уже пришлось выбирать, какой из них более необходим. После долгих обсуждений, все-таки пришли к выводу строить мост на севере, так как на тот момент здесь как раз планировалась застройка еще одного нового района – Троещины. Сначала мост назывался Северный, затем Дружбы Народов и только спустя много лет, накануне его открытия он получил название Московский.
Перенимая европейский опыт возведения широких подвесных мостов с большими пролетами, представители водного транспорта, которым и была получена разработка нового моста, сразу же взялись за дело. На конец 60-х начало 70-х годов 20 века предложенный проект моста был поистине революционным. Инженеры Киевсоюздорпроекта и Мостостроя искали что-то новое, что доселе еще не строилось, поэтому добиться всех необходимых разрешений на возведение вантового моста длиной в 700 м. и пролетом без опор в 300 м. было непростой задачей, но, как оказалось, весьма посильной. Сам мост должен был состоять из двух больших мостов: через Днепр и через Десенку, староречье Днепра.
Многие до сих пор задаются вопросом, в чем же уникальность Московского моста в Киеве. Во-первых, внутри моста есть полый бетонный пилон, по которому по мере необходимости может подниматься обслуживающий персонал. Во-вторых, железнодорожную плиту, которая находится под покрытием моста, заменила металлическая, ввиду своей большей гибкости, в этом и заключалось нововведение киевских проектировщиков. Длинный пролет поддерживают на весу огромные тросы, которые называются ванты, поэтому создается впечатление как будто бы мост летит. Каждый подобный вант представляет собой пучок из 91 оцинкованной проволоки 5 мм в диаметре каждая. Самым интересным из всего строительства моста был момент скручивания этих вантов, ведь делали это не на заводе, а прямо на стройплощадке (сейчас на этом месте находится судостроительный техникум). Почему решили собирать конструкции на месте – просто перевезти такую глыбу было практически невозможно. Сами строители плели тросы из металлической проволоки, затем соединяли в пучки по 40 штук в каждом. Эти тросы прикреплялись к 150-метровому бетонному пилону. Идея именно бетонной, а не металлической конструкции пилона была позаимствована у коллег из Братиславы, которые умудрились внутри пилона установить лифт. Была идея даже организовать ресторан в пилоне Московского моста, как в Братиславе, но от нее вскоре отказались. Уникальность моста через Десенку заключается в том, что он является неразрезным мостом, при строительстве которого применялась технология скрепления арматурой отдельных железобетонных балок.
Не менее интересной был вариант установления на пилоне Московского моста скульптурной композиции - ладьи с фигурами легендарных князей Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди. Впоследствии, ее установили в парке возле моста Патона. На пилоне вместо композиции был водружен небольшой герб Киева советских времен в виде листа каштана, лука со стрелой и звездами. Герб должны были покрыть позолотой, но этого так и не произошло. Буквы в надписи "Московский мост. 1976", которая красуется на нижней части пилона, сначала были сделаны из пенопласта, но из-за сильного ветра буквы то и дело срывались, поэтому их пришлось заменить металлическими. Круглые отверстия в опорах моста стали поводом для нелепого слуха о том, что здесь пройдет линия метрополитена.
Строительство Московского моста осуществлялось практически на голом энтузиазме, так как средства поступали нерегулярно, с большими перебоями, успех данного мероприятия полностью зависел от активности киевских строителей и теоретико-практических разработок московских ученых. Хотя работы по возведению Московского моста затянулись на долгие годы, их все же удалось завершить к осени 1976 года, а сдача моста в эксплуатацию состоялась 3 декабря этого же года. Несмотря на ненастные погодные условия, работа кипела в три смены в течение 5 лет. После окончания строительства начался самый ответственный момент – испытания. На мост загоняли одновременно 150 грузовиков с песком, обеспечивавших втрое большую нагрузку, чем она должна была быть при эксплуатации. В определенных местах моста устанавливали датчики, которые фиксировали показатели. Во время повторного испытания стягивающая канаты скоба не выдержала и раскололась на две половины. Одна упала в Днепр, а вторая, весом 200 кг прямо под ноги людям, но все обошлось. Опыт строительства Московского моста нельзя переоценить. Даже на сегодняшний день мостостроители пользуются нормами определения нагрузки на мосты, которые были разработаны в процессе возведения Московского шедевра. В 2007 году в связи с тем, что на Московском мосту в Киеве постоянно образуются пробки, была установлена распределительная барьерная ограда и запрещено реверсивное движение транспорта.