Дубиса: самый большой мост в Европе
Есть такая река в Литве – Дубиса. Она не очень широкая, но за века вымыла в грунте каньон шириной от 300 до 500 метров. Берега у Дубисы очень крутые - метров 40, а то и все 70. Река мешала развитию стратегического наступления кайзеровских войск во время Первой мировой войны. Чтобы ускорить продвижение своих сил из Жямайтии на Ригу, немцы начали прокладывать узкоколейку от Лауксаргяй до Радвилишкиса. Тогда железнодорожных путей на том направлении ещё не было. Но главной трудностью было сооружение моста через реку Дубиса.
Немцы назвали его самой большой стройкой на Восточном фронте. Ещё бы: возводили его 2800 русских военнопленных и около 2600 местных жителей, в основном – женщины, а охраняли их две роты солдат. Не хватало местного гравия для опор. Пришлось везти его издалека – из городов Шилуте, Таураге. По воспоминаниям, условия были чудовищными – бесконечный дождь, ветер, грунт расплывался, а когда ударили морозы - забетонированное очень быстро замерзало, и приходилось разбивать фундамент или взрывать. Люди болели, да и сроки поджимали. К февралю 1916 года здесь трудились три тысячи немцев, которые заодно присматривали за 8000 русских военнопленных и 9000 местных жителей. Все близлежащие леса были вырублены, брёвна везли из Сувалькии. На строительство моста пошло 7 тысяч кубических метров древесины, понадобилось 1400 свай - их забивали в грунт два электрических, четыре механических и один паровой механизм. Боялись пожара, поэтому пространство между рельсами заложили железными листами, соорудили гидранты, соединённые трубами с водопроводной башней городка, поставили насос возле реки.
Мост, самый большой деревянный в Европе, стоивший полтора миллиона марок, получился на загляденье впечатляющим: 42 метра высотой, 670 метров длиной. Нарекли его немцы именем своего фельдмаршала – Пауля фон Гинденбурга, будущего президента Веймарской республики и Третьего рейха, который передал власть Гитлеру. От этого чудовищное сооружение не стало крепче: шестиэтажный, собранный из брёвен, скреплённых скобами и штырями, он так раскачивался при прохождении поездов, что грозил вот-вот рухнуть. И пришлось рядом строить новый – железобетонный мост длиной 570 метров и высотой 45,5 метра. Закончили стройку 17 мая 1918 года.
К слову, возводили мост лишь 500 немецких специалистов фирмы «Густавсбург», для опор израсходовали 14 300 кубических метров бетона, назвали именем всё того же фельдмаршала. Правда, немцам долго пользоваться им не довелось: кайзеровская Германия проиграла Первую мировую войну, солдаты ушли восвояси, и мост достался независимой Литве. Чрезвычайно важный в стратегическом отношении, он тщательно охранялся вначале литовскими, а с 1940 года – советскими войсками. Но гитлеровцы 23 июня 1941 года перехитрили стражей. Ещё бы: операцию по захвату важного моста поручили диверсантам из полка специального назначения военной разведки (абвера) «Бранденбург». Руководил группой (история нам оставила его имя) лейтенант Вихманн. Немцы напали вечером: в 18.00 бронетранспортёры нанесли отвлекающий удар по городку. Всё внимание и огонь защитники Лидувенай сосредоточили на бронетехнике, а тем временем отряд Вихманна перешёл реку вброд севернее – и ударил в спину. Тех, кто должен был взорвать заряды, немцы перебили, и таким образом мост достался им целёхонький. А три года спустя фронт опять подошёл к мосту, Советские бомбардировщики никак не могли попасть в него. Простоял мост до 26 июня 1944 года, когда фашисты, отступая, взорвали его. Советские сапёры быстро навели временный деревянный мост, однако он сильно шатался, и машинистам разрешалось проезжать по мосту со скоростью три километра в час.
В 1948 году «Мостострой» начал строительство железобетонной переправы, которое закончилось 1 мая 1952 года. Мост на четверть немецкий – три опоры остались с 1916 года - и на три четверти советский – девять новых опор. 13 февраля 2008 года правительство Литвы объявило его «памятником культуры».