Мерефо-Херсонский мост в Днепропетровске
Мерефо-Херсонский мост через Днепр за собственную художественную выразительность, выдающиеся технические свойства, проверенный на стабильность временем, он взят под службу охраны страны как памятник архитектуры.
Решение о строительстве моста было принято задолго до революции 1917 г. В 1912-1914 гг. был разработан его план и начато возведение. Выявлено 22 опоры металлического моста, спроектированного академиком Г. П. Передерием. Его строительство прервала Первая крупная война, и лишь в 1929 г. бесповоротно созрело решение о окончании его возведения. Тогда уже потребовалось соединить с левобережьем открытый для перемещения железнодорожный ход Лоцманская - Апостолово.
Автором свежего плана моста стал Н. М. Колоколов, предложивший первый раз в ситуации мостостроения применитьмонолитный железобетон. Основным инженером возведения был М. А. Кисня, одаренный советский инженер, награжденный орденом Красной Звездные небеса за техническое руководство сооружением железнодорожных мостов.
При строительстве рабочие показывали трудовой героизм, стремясь сдать мост преждевременно. 35 железобетонных арок и оба металлических пролета по 52 метра любой соорудили всего за 7 месяцев. 24 октября 1932 г. в 15.30 был уложен последний кубометр бетона. Оригинальный мост через Днепр был сдан в использование в начале декабря 1932 г. Его построили всего за год и 4 месяца.
Мерефо-Херсонский мост оставляет представление нетяжелого кружева над Днепром. Он был разрушен в период войны ивосстановлен по плану, созданному коллективом "Днепрогипротранса" под руководством Е. Г. Тетерука. На восстановление моста было израсходовано в пределах 50 млн руб. и 30 000 кубометров высококачественного бетона. За улучшение технологии возведения Н. М. Молоканов получил Сталинскую премию.