Зеленый мост в Вильнюсе

загруженное (4)

Вильнюс пересекают две реки Вилия (Нярис) и Вильня (Вилейка). И как важнейшая часть города, его истории и современности, заслуживает внимания один из мостов через реку Вилию, соединяющий улицу Вильняус (в советское время улица Л. Гирос) с улицей Калварию (в советское время улица Дзержинского).

Этот мост, согласно письменным источникам конца XIV века, был вначале деревянный и пережил немало разрушений и возрождений. За прошедшие века он имел несколько наименований: Мурованный, Великий, Виленский, мост Черняховского, Зеленый мост.

В 1529 году королем польским и великим князем литовским Сигизмундом Старым было поручено построить каменный мост, но этот замысел начал осуществляться только в 1536 году. Право на строительство моста и получения платы за проезд, было выдано виленскому городничему Ульриху Гозиусу.

Возведен он был деревянным на массивных опорах из камня. Как и многие средневековые мосты, он выполнял функцию не только средства связи между частями города, но и был мостом-улицей, мостом-рынком, имеющим по обеим сторонам ворота. Через мост можно было переехать, только заплатив значительную сумму. В воротах сидели сборщики, собиравшие плату за проезд, часто ссорившиеся и нередко доходившие до драки с проезжими. На мосту так же были расположены торговые лавки, покрытые щепной крышей, на втором этаже которых располагались квартиры для досмотрщиков и таможенников.

Река Вилия в прошлом была довольно полноводная, во время весенних паводков намывались песчаные наносы, лед и плоты подтачивали конструкцию моста, что привело к почти полной его замене в 1621 году. Спустя всего 34 года, во время Русско-польской войны он был сожжен польскими войсками при отступлении.

В 1674 году мост был заново отстроен полковником королевской службы, инженером Дж. Б. Фридиани. Но его конструкция была не достаточно прочной и весенний разливы наносили ему серьезный ущерб. Достопамятным для него был 1766 год, когда к постройке был принят проект Маураха, тогда же мост был окрашен в зеленый цвет, с тех пор он носит своё название Зеленый. По краям моста были установлены каменные ворота.

Во второй половине XVIII века нередко страшные пожары разоряли город, в 1791 году пожар уничтожил многие здания города и мост, который был отстроен заново только через 14 лет. Горожанам долгое время приходилось использовать для переправы паром.

Во время войны 1812 года Зелёный мост был сожжен отступающими русскими войсками перед наступлением французской армии. Армией Наполеона был возведен временный мост на понтонах. И только в 1829 г. было возведено более основательное сооружение с арками на трёх каменных укреплениях.

Более прочный металлический мост построили в 1893-1894 годах на средства города и земства. Проект принадлежал профессору Н. А. Белелюбскому. Теперь он был построен однопролетным с металлическими фермами, от прежнего вида сохранился только зеленый цвет, ставший для моста уже традиционным.

В 1944 г. война опять не пощадила это сооружение, немцы при отступлении взорвали мост. В послевоенные годы в 1948—1952, когда быстро шло восстановление экономики, мост был отстроен советскими военно-инженерными войсками Прибалтийского военного округа. Ему было присвоено имя генерала И. Д. Черняховского. Тогда главной темой искусства, архитектуры являлся пафос героического труда и пропагандистской тематики поэтому мост создан в духе того времени: однопролетный, на основаниях облицованных гранитом, с чугунными перилами художественного литья он украшен скульптурными группами.

На гранитных подножиях по углам моста установлены фигуры изображающие: студентов, военных, колхозников и рабочих. Длина моста почти 103 м, ширина — 24 м, высота над уровнем воды — 15 м.

Авторами проекта являются: архитектор В. Аникина, конструктор Э. Попова, скульпторы: Б. Пундзюс, Ю.Микенас, П.Вайвад, Н. Пятрулис, Б. Бучас, Ю. Кедайнис, Б. Вишняускас.

Оригинальной достопримечательностью сегодняшнего времени являются набережные реки вблизи Зеленого моста: в летнее время они "признаются друг другу в любви". Из цветов созданы надписи на литовском языке «Я люблю тебя», «И я тебя». Проект «Берега любви» создан художником Гитянисом Умбрасасом весной 2000 года.

Рекомендуем почитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: