БОЛЬШОЙ КАМЕННЫЙ МОСТ

images (4)

Большой Каменный мост, пожалуй, самый известный из всех московских мостов. На большинстве эффектных открыток с видами на Кремль фигурирует именно Большой Каменный мост, соединяющий два берега Москвы-реки в районе Боровицких ворот Кремля. По этому мосту могут перемещаться и пешеходы и автомобили, а сам он, несмотря на название – металлический. Вблизи Боровицкого холма мост выходит к улицам Моховой и Знаменке. А второй конец моста, лежащий на Болотном острове, ведет к улице Большая Полянка.

Древности вплоть до 15 века на этом месте располагался наплавной мост. Подобная переправа представляла собой бревенчатые настилы, уложенные на основание из плотов. Наплавные мосты были очень практичны – их легко можно было разобрать в случае нападения врага, или зимой, когда река покрывалась льдом.

Когда набеги татарских полчищ на Москву прекратились, а населения Замоскворечья значительно выросло, возникла необходимость в установке постоянного крепкого моста. В 1643 году царь Михаил Федорович пригласил для возведения первого постоянного каменного моста мастера из Страсбурга Ягона Крилстера. Царь лично осматривал чертежи, предоставленные мастером. Мост был хорошо приспособлен к условиям местности, в его основании должны были установить шесть обитых железом быков-ледорезов, которые защищали бы мост в период ледохода. Своды моста планировали сделать высотой 30 метров, а сама конструкция должна была выдержать прохождение большого пушечного наряда. Это был грандиозный по тем временам замысел, но из-за смерти архитектора и монаршего заказчика строительство приостановили на долгое время.

Строительство моста было завершено лишь в 1682-1687 годах русским монахом, имя которого не сохранилось. Длина нового моста равнялась 170 метрам, а ширина – 22 метрам. Всего мост имел 8 арок, центральные арки были с пролетами в 15 метров для того, чтобы под ними моли проходить суда. Въезд на переправу с левого берега осуществлялся через Всехсвятские ворота Белого города, и мост поначалу также называли Всехсвятским. Для защиты моста от возможного нападения неприятеля, на правом берегу построили башню с двумя шатрами. Кроме того, по традиции мост служил не только переправой, но и торгом, по обе его стороны располагались переносные лотки и лавки.

Долгое время Большой Каменный мост через Москву-реку служил городу, но к 1859 году он обветшал и нуждался в обновлении. Каменный мост разобрали, а на его месте построили первый в Москве металлический трехпролетный мост.

Современный Большой Каменный мост был построен в 1938 году. Над разработкой проекта работала группа специалистов в составе инженера Н.Я. Калмыкова и архитекторов: В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, М.А. Минкуса. Общая длина моста вместе с подъездами равняется 487 метрам. Ширина речного пролета – 105 метров, а береговых – 42,5 метров. Ширина моста – 40 метров. Перилами служат чугунные литые решетки с изображением герба СССР. С моста открывается замечательный вид на многие московские достопримечательности. Отсюда видно Кремль, храм Христа Спасителя, Дом на набережной, Софийскую, Пречистенскую и Барсеневскую набережные.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: